RSS

  • вконтакте
  • facebook

Главархив рассказал, как боролись с бюрократией в Москве 1950-х годов

30.06.2021

В 1954 году в столице удалось повысить работу предприятий и при этом сократить количество отчетности.

Начиная с 1953 года государство взялось за переустройство работы во многих отраслях экономики, стали развиваться легкая промышленность, строительство, сельское хозяйство. Но существовали факторы, тормозившие производственный рост. Одним из них была возросшая система отчетности, приводившая к огромной бюрократизации всех систем. В Главархиве сохранились документы о том, как с этим явлением стали бороться.

Бюрократия, существовавшая тогда на производствах и выражающаяся в неимоверном количестве отчетов, существенно замедляла производственные процессы. Поэтому 8 июня 1954 года Совет Министров СССР принял постановление, направленное на борьбу со сложившейся ситуацией.

Так, уже 29 июня того же года вышло распоряжение Мосгорисполкома «О сокращении и упорядочении учета и отчетности». Этот документ регулировал отчетность предприятий, строек и организаций Мосгорисполкома. Здесь же были закреплены те формы отчетности, которые следовало предоставлять в государственные органы. Последние, в свою очередь, также упразднялись.

К тому моменту административно-плановая экономика породила бюрократию такого размера, что возник новый феномен незаконной отчетности. Сюда относились отчетность, которую отдельные руководители самостоятельно устанавливали для организаций и предприятий. В результате пострадала достоверность отчетных данных, увеличилось время на сбор бумаг, в то время как на ознакомление его почти не выделялось. Кроме того, такое огромное количество отчетов перегружало работу контролирующих органов.

В результате незаконная отчетность распространилась очень широко, ее путь можно было проследить во многих организациях. Так, транспортная контора Райисполкома Тимирязевского района ежемесячно и каждые 10 дней (ежедекадно) предоставляла четырем организациям неутвержденные Центральным статистическим управлением формы о работе автотранспорта, о техническом состоянии автопарка и ремонте машин. Более того некоторые отчеты передавали даже по телефону, что вносило свою долю путаницы.

Именно поэтому Мосгорисполком принял решение составить исчерпывающий список учетных документов, которые предприятия и организации должны передавать государственным органам.

Количество форм было значительно сокращено. Например, переписи лесных материалов и товарных остатков бумаги были исключены, а строительных материалов, резинотехнических изделий и химикатов сокращены до 8-10 наименований. Учебные заведения и все мелкие непромышленные организации освободили от переписи материальных ресурсов и составления по ним отчетов.

Также в 2,5 раза была сокращена отчетность райисполкомов, на 40% уменьшилась бухгалтерская отчетность промышленных предприятий и подрядных строительных организаций, у торговых предприятий это число сократилось на 50%. Кроме того, сроки подачи некоторых форм отчетности были увеличены – с месяца до квартала и с квартала до полугода или года.

С помощью предпринятых мер удалось оптимизировать и ускорить работу столичных предприятий. Так было положено начало борьбы с производственной бюрократией.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код

Версия для печати