RSS

  • вконтакте
  • facebook

Учет и контроль: зачем в Москве начала XIX века были нужны конторы адресов

22.10.2021

Все, кто прибыл в город для найма на работу, регистрировались и платили пошлину.

С начала XIX века в Москве регистрировали всех прибывающих в город для найма на работу. 15 октября 1809 года Александр I подписал Положение для конторы адресов в столицах. В новое ведомство можно было обратиться, например, чтобы найти родственника или знакомого.

Конторами адресов (или адресными конторами) стали называть особые отделения полиции, где регистрировались все приехавшие в Москву или Санкт-Петербург. В первом городе они находились в непосредственном ведении военного генерал-губернатора.

Прибывшие граждане получали билеты для проживания. Работников разделяли на две категории. В «первое отделение» входили учителя и гувернеры для детей, гувернантки, дядьки (мужской вариант няни), няньки и кормилицы. Ко «второму отделению» причисляли лакеев, кучеров, форейторов, дворников, поваров, кухарок, прачек, работников и работниц по дому и другой персонал.

Каждый зарегистрированный в адресной конторе человек вносил в казначейство положенную пошлину. Для мужчин из «первого отделения» она равнялась 10 рублям, для женщин — пяти рублям. Представители «второго отделения» выплачивали три рубля и один рубль соответственно.

Москвичи, нанявшие на работу гражданина без билета конторы адресов, должны были оплатить штраф. В Санкт-Петербурге нарушители отдавали по пять рублей за каждые сутки с момента незаконного трудоустройства, а в Москве — по два рубля.

Во второй половине XIX века функции адресных контор расширились. Согласно Положению об адресном столе в Москве от 22 мая 1861 года сотрудники начали собирать больше информации о приезжающих. Например, уточняли, где планирует жить гражданин, даже если он останавливался в городе временно. Кроме того, полицейские начали вести учет владельцев всей московской недвижимости, включая казенную, придворную, городскую, церковную и частную.

Сведения в конторы адресов должны были предоставлять хозяева или управляющие домами. За их достоверность отвечали квартальные надзиратели, а позднее — участковые приставы. Накоплению информации о горожанах способствовала и обязательная запись паспортных данных вновь прибывающих в Москву людей в полицейских участках. Такая система позволяла вести учет жителей города и приезжих работников.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код

Версия для печати