RSS

  • вконтакте
  • facebook

От «Таганской» до «Парка культуры»: архивные документы об открытии первого участка Кольцевой линии Московского метро

31.12.2019
 Входные двери на станции «Курская» (кольцевая). 1949 г. Главархив Москвы.
Входные двери на станции «Курская» (кольцевая). 1949 г. Главархив Москвы.

70 лет назад, 1 января 1950 года, для пассажиров столичного метрополитена открыли первые шесть станций Кольцевой линии. В Главархиве Москвы хранятся документы об истории этого события.

Строительство четвертой очереди метро началось в 1943 году. Трасса, которую называли тогда «Большим кольцом», должна была связать 17 из 25 районов города и соединить семь московских вокзалов. 1 января 1950 года ввели в эксплуатацию шесть из запланированных двенадцати станций Кольцевой линии: «Курскую», «Таганскую», «Серпуховскую» (ныне «Добрынинская»), «Калужскую» (ныне «Октябрьская»), «Павелецкую», «Парк культуры и отдыха им. Горького» (ныне «Парк культуры»).

Для художественной отделки вестибюлей использовали более 20 сортов мрамора, гранит, золото, хрусталь, бронзу, ценные породы дерева. Заказы выполняли более 200 предприятий страны. Так, решение Исполкома Моссовета от 27 января 1949 года, хранящееся в Архивном фонде столицы, предписывало Московскому керамико-плиточному заводу им. Булганина изготовить в 1-м и 2-м кварталах того же года художественные керамические изделия.

Например, для оформления станции «Калужская» требовалось 900 венков, 620 звезд и 2300 штук «полосок гладких, золотых» размером 5 на 15 сантиметров. Для «Таганской» – 36 панно, 80 художественных решеток и 50 комплектов деталей станционных люстр. Для всех шести станций и вестибюлей заводу заказали 150 урн типа «метро» и 1000 квадратных метров «ковровой керамической плитки-ириски».

В соответствии с приказом начальника Московского метрополитена И.С. Новикова от 30 декабря 1949 года, также хранящимся в архивном ведомстве, с 6 часов утра 1 января 1950 года начальнику службы движения предписывалось «открыть нормальное пассажирское движение на первом участке четвертой очереди, с пропуском 20 пар поездов в часы интенсивного пассажиропотока», «организовать бесперебойную работу билетных касс, перронных контролеров, дежурного персонала диспетчерского пункта, блокпостов, станций и обеспечить высокую культуру обслуживания пассажиров и отличное содержание сооружений».

31 декабря 1949 года приказ был разослан всем службам метрополитена. В тот же день в беломраморном зале «Курской» (кольцевой) состоялся митинг метростроевцев, работников эксплуатационных служб, стахановцев московских предприятий, представителей общественных организаций столицы. После его окончания разрезали красную ленту, и первый состав отправился в тоннель. 1 января на новой трассе открылось регулярное движение поездов.

В 1940–1950-х годах в «Мосметрострое» существовала практика создания фотоальбомов, посвященных строительству метро. В архивном ведомстве хранятся подобные альбомы, в том числе и по двум станциям первого участка Кольцевой линии: «Курской» и «Калужской». Объектив фотокамеры запечатлел наземные вестибюли и перронные залы, платформы, эскалаторы, переходы, а также скульптурные композиции, мозаичные, лепные и металлические панно, закрепленные на стенах и потолочном своде. Эти альбомы изначально предназначались для производственных нужд. Теперь же любой желающий может изучать по ним историю «подземных дворцов» Кольцевой линии.

Все желающие ознакомиться с этими и многими другими архивными документами могут обратиться в читальные залы Главархива Москвы. В Архивном фонде столицы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений города, личные собрания, фото-аудио-видео материалы. Старейшие источники датируются концом XVIII века. Архивные фотографии и документальные материалы используются в выставочных и образовательных проектах.


Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати