RSS

  • вконтакте
  • facebook

Главархив Москвы рассказал об истории развития городского общественного транспорта

16.01.2020
Движение троллейбусов по Манежной  площади. Москва. 1938 г. Главархив Москвы.
Движение троллейбусов по Манежной площади. Москва. 1938 г. Главархив Москвы.

16 января 1939 года Президиум Моссовета принял постановление «О мероприятиях по коренному улучшению работы московского транспорта». В Архивном фонде Москвы хранятся документы по истории городского транспорта столицы.

Среди хранящихся в архивном ведомстве документов - докладная записка начальника Транспортного управления Моссовета И.М. Гобермана председателю Моссовета А.И. Ефремову. В ней Иосиф Михайлович констатировал, что работа московского транспорта «до настоящего момента продолжает оставаться неудовлетворительной». В документе Гоберман также отметил причину недостаточно эффективной работы транспорта – громоздкую организацию управления. Всего за полтора года своего существования учреждение превратилось в гигантское управление из 76 транспортных и обслуживающих предприятий. Кроме того, оно занималось организацией перевозки овощей и фруктов, отправкой грузов и рабочих на многочисленные стройки и т.п. В этих условиях обслуживание пассажиров теряло приоритетный статус, что вело к простоям техники.

В результате 16 января 1939 года Президиум Моссовета принял постановление «О мероприятиях по коренному улучшению работы московского транспорта». Этот документ, также хранящийся в архивном ведомстве, был программой создания полноценной системы общественного транспорта в столице. Прежде всего, Транспортное управление делилось на пять структур, прямо подчиненных Моссовету. Все пассажирские перевозки концентрировались в управлениях электропассажирского, автобусного и таксомоторного транспорта. Грузовые перевозки выделялись в отдельное направление, все вспомогательные предприятия также сводились под единую юрисдикцию.

Документ обязывал в течение месяца разработать и ввести единообразные правила технической эксплуатации обслуживания и ремонта подвижного состава пассажирского транспорта и устанавливал обязательность техосмотра перед выпуском его на линию. Для обеспечения транспорта профессиональными водителями, кондукторами и ремонтными рабочими устанавливались ежегодные задания по подготовке соответствующих кадров. Одновременно вводилась система материального и морального стимулирования, включая введение звания «Мастер городского транспорта» и многое другое.


В рекордно короткие сроки были разработаны правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем и такси в городе Москве, а также новые правила уличного движения для всех видов наземного транспорта и пешеходов. С 15 февраля 1939 года они были официально введены в действие. Таким образом, в Москве появилась разветвленная и эффективная система городского общественного транспорта. В 1940 году, с присоединением к ней метрополитена, московский транспорт стал единым и всеохватывающим.
Изобразительные материалы, находящиеся на хранении в Главархиве столицы, представлены снимками движения троллейбусов и трамваев маршрута «А» в центре города, а также другими фотографиями, на которых можно увидеть эволюцию системы общественного транспорта. Заложенная 81 год назад, она составила основу той системы, что действует в наше время, когда население и границы мегаполиса втрое превысили показатели довоенной поры.

В Архивном фонде Москвы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-аудио-видео материалы. Старейшие источники датируются концом XVIII века. Архивные фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах, а все желающие провести самостоятельное исследование могут обратиться в читальные залы Главархива Москвы.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати