RSS

  • вконтакте
  • facebook

«Борьба за сознательность»: Главархив Москвы рассказал, как москвичей учили правилам уличного движения в годы ВОВ

03.04.2020
С начала войны в столице действовал указ о затемнении, который во многом нарушил привычные правила уличного движение. Главархив Москвы рассказывает, что пришлось сделать московскому руководству, чтобы вернуть довоенный порядок.

В фонде Моссовета хранятся документы, свидетельствующие о сложностях, с которыми сталкивалось городское руководство в годы Великой Отечественной войны при организации уличного движения. С начала войны в столице действовал указ о затемнении. При угрозе авианалета запрещалось включать свет в квартирах в ночное время, а автомобили должны были передвигаться по городу только со специальными нафарниками. В апреле 1943 года вышли распоряжение и решение, которые стали началом нормализации жизни города.

Распоряжение Моссовета от 16 апреля 1943 года было выпущено в целях создания ориентиров для движения пешеходов и транспорта в темное время суток. К апрелю 1943 года, когда Красная армия отодвинула к западу от Смоленска передовые аэродромы Люфтваффе, угроза воздушных налетов на город снизилась на порядок. Москва с начала войны до конца 1943 года вставала в 5 утра и ложилась спать в 23.30. В этих условиях, когда после захода солнца на улицах все еще были пешеходы и автомобили, сохранение полного затемнения вызывало серьезные неудобства для населения и транспорта. Авторы распоряжения предложили выход: окрасить в белый цвет все возможные ориентиры на дорогах: нижние части фонарных столбов и указателей, мачты линий электропередач и даже – борта тротуаров как на дорогах, так и на въездах во дворы.

Распоряжение Исполкома Моссовета № 382 от 16 апреля 1943 года. Главархив Москвы.

Распоряжение Исполкома Моссовета № 382 от 16 апреля 1943 года. Главархив Москвы.

Но самой большой проблемой оказался рост населения города в связи с реэвакуацией. К весне 1943 года население города превысило 2800 тысяч человек, то есть выросло почти на 700 тысяч. Вместе с реэвакуированными предприятиями в город вернулись и тысячи работающих на них подростков. Огромные массы людей надо было дисциплинировать и заставить соблюдать правила со всеми ограничениями военного времени. Программу такого «воспитания» и содержало Решение Моссовета «О программе мероприятий по борьбе с нарушениями правил уличного движения», также хранящееся в архивном ведомстве.

Для приведения улиц города в безопасное состояние милиции предписывалось увеличить количество патрулей и обязательно выставлять посты на самых оживленных остановках. На улицы выпускались машины с ретрансляторами, через которые жителям напоминали о необходимости правильного поведения на дорогах. Той же цели были призваны служить и плакаты, которые расклеивали на каждой крупной остановке и на всех городских площадях.

Руководство Моссовета обязало отдел народного образования проводить регулярные беседы и уроки во всех школах и училищах. Более того, городская радиосеть в обязательном порядке включала информацию о правилах пользования городским транспортом и правилах уличного движения в ежедневные программы вещания. На восстановление правил потребовался почти год. Окончательно взрослые москвичи и дети снова стали соблюдать меры уличного движения в феврале 1944 года, когда был введен “Кодекс правил поведения детей на улицах и в общественных местах города Москвы”.

В Архивном фонде Москвы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-аудио-видеоматериалы. Старейшие источники датируются концом XVII века. Архивные фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах.​



Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати