RSS

  • вконтакте
  • facebook

Первые книги на Никольской улице: документы Главархива столицы – об истории Московского печатного двора

28.04.2020
Никольская улица. Вид в сторону Лубянской площади. Слева – здание Синодальной типографии. Конец XIX – начало XX в. Фото П.П. Павлова. Главархив Москвы.

Более 450 лет назад, по велению Ивана Грозного, в Москве начал работу первый русский Печатный двор. В Главархиве столицы хранятся документы о деятельности типографии и составе напечатанных книг.

Печатный двор стал первой русской типографией, где вошедший в историю как «первопечатник» Иван Федоров и его сотоварищ Петр Мстиславец создавали свои книги. Не зря знаменитый памятник первопечатнику Ивану Федорову, который был создан еще в начале XX века и который стал одним из символов Москвы, расположен совсем недалеко от Никольской улицы, в Театральном проезде.

Первоначально все здания Печатного двора были деревянными и поэтому часто горели. Так, во время пожара 1571 года Печатный двор выгорел полностью, после этого книгопечатание было возобновлено уже в царствование Федора Ивановича (1584 – 1598). При царе Михаиле Федоровиче книгопечатание было временно перенесено в Кремль, а на Никольской улице началось строительство нового здания для Печатного двора. Новое здание было каменным, двухэтажным, с подклетом и погребами, строили ​его Трефил Шарутин и Иван Неверов. Книгопечатная деятельность продолжилась, и Василий Бурцов 20 августа 1634 года выпустил «Азбуку» - первую русскую иллюстрированную книгу-азбуку.

В XVII веке начало складываться и собрание первой русской государственной библиотеки при Московском Печатном дворе. К концу XVII века в типографии работало свыше 160 человек. За один только XVII век здесь было отпечатано свыше 500 книг общим тиражом свыше 600 тысяч экземпляров, в том числе «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и ещё множество учебников.

В 1721 году Печатный двор был передан Святейшему правительствующему синоду и тогда же преобразован в Московскую Синодальную типографию. В конце XVIII — начале XIX веков старые строения были снесены, и с 1814 годах началось строительство нового здания Синодальной типографии по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского (документы о его причислении к дворянству Московской губернии хранятся в архивном ведомстве). Постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города. Типографию неоднократно достраивали и реконструировали в «русском стиле». Интересны сохранившиеся на здании символические фигуры - единорог и лев, два зверя, которые были символом старого Печатного двора.

Деятельность Московской синодальной типографии была направлена на печатание не только духовных, но и светских изданий. Так, в Главархиве столицы хранятся документы о таких изданиях как «Копии указов Синода и журналов Московской типографской конторы», географическое обозрение трех частей света: Азии, Африки и Америки», географическое обозрение Европы, книги «О лечении болезней простыми средствами от различных ядов» за 1806 год. Типография обладала также богатейшей библиотекой и архивом.

После 1917 года Московская синодальная типография была закрыта. В настоящее время в принадлежавшем ей здании, продолжая традиции просвещения, располагается Историко-архивный институт РГГУ.

Здание бывшей Правильной палаты («Теремок») – самое древнее строение в комплексе Синодальной типографии. 30 сентября 1947 г. Фото Иванова-Аллилуева. Главархив Москвы.

В Архивном фонде Москвы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-аудио и видеоматериалы. Старейшие источники датируются концом XVII века. Архивные фотографии и документы используются в выставочных и образовательных проектах.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати