RSS

  • вконтакте
  • facebook

Главархив – о студенческих перипетиях основателя советской реактивной авиации Павла Сухого

22.07.2020
Демонстрация взлета самолета-истребителя «СУ»

Демонстрация взлета самолета-истребителя «СУ» с изменяемой в полете стреловидностью крыла. Автор – Б.Е. Вдовенко. Москва. 20 июня 1967 г. Главархив Москвы.

Всего под руководством Сухого были разработаны около 50 моделей самолетов, многие из которых произвели настоящую революцию в мировом авиастроении.

22 (10) июля 1895 года родился создатель легендарных самолетов «Су», Павел Сухой. В Главархиве Москвы хранятся его студенческие дела, содержащие подробности о жизни конструктора.

Павел Сухой родился в местечке Глубоком Дисненского уезда Виленской губернии. Согласно копии свидетельства о рождении, его родителями были учитель Глубокского народного училища Осип Сухой и его жена Елизавета.

Понимая важность образования, родители отдали Павла в Гомельскую гимназию. Самым сильным впечатлением этих лет, по воспоминаниям Сухого, были показательные полеты над Гомелем аэроплана, который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. В 1914 году, после окончания гимназии с серебряной медалью, Павел Сухой поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Согласно свидетельству о приписке к призывному участку, выглядел Сухой в то время так: «Рост выше среднего, волосы: шатен, брови: тоже, глаза карие, нос умеренный, рот тоже, подбородок острый, лицо продолговатое».

Но в университете он проучился недолго. Его всегда тянуло не к чистой теории, а к ее прикладному применению. И в 1915 году он подает прошение о допуске его к экзаменам для поступления на механическое отделение Императорского Московского технического училища. Но началась Первая мировая война, и Павел Сухой по призыву в 1916 году становится юнкером 2-й Петергофской школы прапорщиков, затем служит помощником ротного командира в звании подпоручика. В 1917 году он – помощник начальника пулеметной команды на Северо-Западном фронте. В феврале 1918 года Павел Сухой был демобилизован по болезни, пытался продолжить учебу, но выбыл из Московского технического училища и вернулся домой. В последующие годы он работает полтора года учителем в Гомельской школе II ступени Западных железных дорог, а затем становится инструктором промысловой кооперации в Гомельском районном комитете профсоюзов.

В 1920 году Павел Сухой подает заявление на восстановление его в Московском высшем техническом училище. О студенческой бедности тех лет повествует фраза из заявления: «Принужденный дороговизной жизни оставить Москву в 1918 году, я должен был прекратить свои занятия в Училище. Теперь, когда студенты пользуются правом получать красноармейский паек, я прошу вновь зачислить меня в студенты Училища, чтобы закончить образование, при чем прошу сообщить, буду ли я иметь право на получение пайка».

Третья попытка получить высшее образование Павлу Сухому удалась. О его пристрастии к авиации свидетельствует то, что он во время учебы был библиотекарем в аэродинамическом кружке и инструктором авиакружков. В 1925 году он окончил механический факультет Московского высшего технического училища со званием инженер-механика, защитив работу на тему «Одноместный истребитель с мотором на 300 лошадиных сил». С этого момента и начинается путь Павла Сухого в большую авиацию.


Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати