RSS

  • вконтакте
  • facebook

Главархив Москвы рассказывает о том, как театры открывали сезон в 1943 году

09.09.2020
Солистка Государственного Академического Большого театра СССР О.В. Лепешинская

Солистка Государственного Академического Большого театра СССР О.В. Лепешинская в одном из спектаклей театра. Москва. Июнь 1944 г. Фото М.А. Трахмана. Главархив Москвы.

Пока московские театры снова начинают принимать зрителей, Главархив Москвы рассказывает, как проходила подготовка к открытию сезона в 1943 году, когда театры вернулись в столицу после эвакуации.

Хотя театральная жизнь не прекращалась в Москве даже в самое тяжелое военное время, в столице продолжали работать далеко не все театры. В первые дни войны в результате ночной бомбардировки был полностью разрушен Театр Вахтангова, и его труппе пришлось временно отправиться в Омск. Осенью 1941 года, когда немецкие войска подходили к Москве, столичные театры начали готовиться к эвакуации. Документы об этом хранятся в Главархиве Москвы.

В октябре были эвакуированы театры Оперетты, Сатиры, Революции, имени Ленинского комсомола, Камерный, МТЮЗ и имени Моссовета. Оставшиеся в Москве театры имени Станиславского и Немировича-Данченко и имени Ленсовета, которые отказались от эвакуации, продолжали непрерывно работать, показывая спектакли и создавая новые постановки даже во время обороны Москвы.

Почти через два года, летом 1943, в столицу начали возвращаться театры. Одними из первых были Театр Вахтангова и Большой театр. Творческой команде Театра Вахтангова до сих пор было негде играть, так как все еще продолжался ремонт разрушенного театра, поэтому его труппе отдали здание МТЮЗа. Здание Большого театра также пострадало из-за бомбежек. Часть труппы в 1941 году была эвакуирована в Куйбышев, а другая - осталась в Москве и давала спектакли в Филиале Большого театра.

В 24 августа 1943 года вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О возвращении в Москву эвакуированных московских театров», которое хранится в Главархиве Москвы. В течение месяца театры должны были вернуться в столицу.

Для разрешения всех вопросов, связанных с переездом театров, была создана комиссия Управления по делам искусства, которая занималась обеспечением железнодорожного и автотранспорта, вопросами питания и проживания актеров, а также другими проблемами. В это же время уполномоченные театров в Москве занимались ремонтом зданий театров.

В связи с возвращением театров в Москву нужно было полностью пересмотреть репертуар театров и определить такой, который подходил бы для столицы, так как во время эвакуации театры, желая, главным образом, откликнуться на происходящие в стране события, включали в репертуар произведения не очень высокого качества. Для заказа новых пьес для театров из бюджета столицы выделялись деньги. В середине октября Управление по делам искусств установило сроки открытия всех театров в столице и утвердило новое расписание до конца года.

Пребывание в эвакуации различно отразилось на творческом состоянии и производственной жизни театра. Некоторые театры в этот период выросли, творчески окрепли (Театр имени Моссовета, Камерный театр, Московский театр оперетты). Другая же часть театров, пребывая около двух лет вне Москвы, работая в малоприспособленных помещениях, а часто в условиях почти беспрерывного передвижения (Театр сатиры, имени Ермоловой и «Ромэн»), потеряв ряд ведущих исполнителей (театры Сатиры и Революции), к моменту их возвращения в Москву сильно потеряли в качестве спектаклей.

В Главархиве хранится справка начальника Управления по делам искусств Мосгорисполкома Константина Ушакова «О подготовке к открытию сезона реэвакуированных театров Московского Совета» от 23 ноября 1943 года. В это справке оценивается состояние вернувшихся после эвакуации театров.

Так, в справке указывается, что Театр имени Моссовета “работая в эвакуации очень интенсивно, всячески окреп за эти два года и сделал за это время много интересных спектаклей”. В эвакуации Театр имени Моссовета поставил ряд спектаклей, которые высоко оценила пресса: «Олеко Дундич», «Русские люди», «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Фронт», «Нашествие», «Забавный случай».

Большую работу в эвакуации проделал и Камерный театр (театр прекратил работу в 1949 году, на основе закрытого театра был создан Московский драматический театр им. А.С. Пушкина). Первоначально Камерный театр был эвакуирован в Казахстан, затем переведен в Барнаул, где были значительно улучшены его производственные условия. Из Барнаула театр связался с Всеволодом Вишневским и Константином Паустовским с просьбой написать для него пьесы, которые были поставлены там же, в Барнауле: «Пока не остановится сердце» (Паустовского), «Раскинулось море широко» (Вишневского и Крона).

Театр Революции, напротив, сильно потерял в творческом плане. Театр Революции несколько лет не имел художественного руководителя, что не могло не сказаться на качестве постановок. В условиях эвакуации в Ташкенте, где не было помещений, состояние театра было очень напряженным. Из театра ушли ведущие актеры, а репертуар крайне плохо пополнялся высокохудожественными произведениями. В сентябре 1943 года было решено объединить Московский театр Революции с Московским театром драмы под именем первого. Это было сделано для укрепления его творческого состава.

В целом же, московские театры возобновили показы к концу 1943 года. В 1943 году в Москве также прошел творческий смотр работ фронтовых театров. Более 3000 работников искусства были награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза. Лучшим был признан филиал Государственного театра имени Е. Вахтангова.

Узнать больше о работе столичных театров в войну можно в виртуальном музее “Москва - с заботой об истории”, который был открыт в мае Главархивом Москвы и центрами госуслуг “Мои Документы”.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати