RSS

  • вконтакте
  • facebook

Потомки Саввы Морозова: Главархив рассказал о роде Викуловичей

15.11.2020
Иван Викулович Морозов с сокурсниками.

Иван Викулович Морозов с сокурсниками. Главархив Москвы

Узнать о династии можно на новой выставке «Моя семья — моя история. Взаимосвязь поколений».

Главархив Москвы хранит документы рода Викуловичей — династической ветви известной семьи предпринимателей Морозовых. Основатель рода Савва Морозов (1770–1860) был создателем одной из крупнейших в России торгово-промышленных текстильных мануфактур. Среди материалов фонда — письма, дневники, фотографии, одежда, предметы домашнего обихода и многое другое.

Исторически потомков каждого из сыновей Саввы Морозова принято называть по имени основателя ветви — Захаровичи, Абрамовичи, Тимофеевичи, за исключением ветви старшего сына — Елисея. Род Елисея Морозова называют Викуловичами — по имени его единственного сына Викула Морозова (1829–1894), создавшего крупный торговый дом, способный конкурировать с предприятием своего деда.

Среди документов Викула Морозова особый интерес представляют его фотопортреты, групповые снимки членов семьи Морозовых, сделанные во время семейных праздников, на которых запечатлены сыновья, дочери, внуки и друзья семьи.

Викул Морозов родился в 1829 году и уже в юности начал помогать отцу в управлении фабрикой, которую Елисей Морозов в 1837 году открыл на семейном участке в Никольском. К 1890-м годам на предприятии трудилось около 10 тысяч человек, для которых в Никольском построили собственную церковь, больницу, школы, фермы и другие здания.

Технология производства постоянно совершенствовалась за счет внедрения новейших инженерных разработок. На фабрике были установлены паровые котлы, проведено электрическое освещение. Продукция (ткани, нитки, пряжа) была отмечена медалями на всероссийских и всемирных выставках, продавалась в фирменных розничных магазинах в Москве, Санкт-Петербурге и Риге. Ежегодный доход мануфактуры достигал девяти миллионов рублей.

После смерти Викула Морозова его дело унаследовал старший сын Алексей (1857–1934), вставший во главе Товарищества мануфактур Викула Морозова с сыновьями. В 1897 году Алексей Морозов с братьями и Иваном Поляковым открыли новую мануфактуру в селе Саввино Богородского уезда Московской губернии и назвали ее Товариществом Саввинской мануфактуры Викула Морозова сыновей, Ивана Полякова и К°. Она производила пряжу и товары для Никольской мануфактуры. В 1909 году два товарищества объединили.

Пробыв на посту директора товарищества несколько лет, Алексей Викулович передал правление семейным делом младшему брату Ивану, посвятив свою жизнь коллекционированию предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, интерес к которому был у него гораздо сильнее интереса к предпринимательской деятельности.

Алексей Морозов много путешествовал. В Главархиве хранится дневник, который путешественник вел во время поездки по Европе в 1878 году. В нем он делится своими впечатлениями от каждого города, который посетил. Среди них Берлин, Дрезден, Цюрих, Париж, Милан, Вена, Варшава и другие. Во время своих путешествий по России и Европе Алексей Морозов посылал письма и фотооткрытки Варваре Александровне — жене брата Ивана. Одно из таких писем-отчетов подробно описывает поездку в Ярославль и Кострому в 1913 году. Отчет состоит более чем из 50 открыток.

В 1913 году Алексей Морозов завещал свое собрание Москве, планируя создать музей в собственном особняке во Введенском переулке (с 1922 года переименован в Подсосенский). В 1918 году часть коллекции была утрачена во время захвата особняка латышскими анархистами, а спустя несколько месяцев коллекцию национализировали.

Первое время коллекция оставалась в особняке, который провозгласили Музеем-выставкой художественной старины, а Алексей Морозов был назначен хранителем собственного владения. Но через некоторое время коллекцию разделили по разным музеям. Собрание икон XIII–XVII веков передали в Государственный исторический музей и Третьяковскую галерею, серебро — в Оружейную палату, а уникальная коллекция гравюр и литографий, к которой Алексей Морозов составил четырехтомный каталог, передали на хранение в Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Из оставшегося в доме собрания русского фарфора (около 2,5 тысячи предметов) создали Государственный музей фарфора, который в начале 1930-х годов переименовали в Государственный музей керамики и перевели в Кусково.

Узнать о династии Морозовых подробнее можно на новой выставке Главархива и центров госуслуг «Моя семья — моя история. Взаимосвязь поколений». Материалы выставки также доступны онлайн на портале «Я дома».

Пробыв на посту директора товарищества несколько лет, Алексей Викулович передал правление семейным делом младшему брату Ивану, посвятив свою жизнь коллекционированию предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, интерес к которому был у него гораздо сильнее интереса к предпринимательской деятельности.

Алексей Морозов много путешествовал. В Главархиве хранится дневник, который путешественник вел во время поездки по Европе в 1878 году. В нем он делится своими впечатлениями от каждого города, который посетил. Среди них Берлин, Дрезден, Цюрих, Париж, Милан, Вена, Варшава и другие. Во время своих путешествий по России и Европе Алексей Морозов посылал письма и фотооткрытки Варваре Александровне — жене брата Ивана. Одно из таких писем-отчетов подробно описывает поездку в Ярославль и Кострому в 1913 году. Отчет состоит более чем из 50 открыток.

В 1913 году Алексей Морозов завещал свое собрание Москве, планируя создать музей в собственном особняке во Введенском переулке (с 1922 года переименован в Подсосенский). В 1918 году часть коллекции была утрачена во время захвата особняка латышскими анархистами, а спустя несколько месяцев коллекцию национализировали.

Первое время коллекция оставалась в особняке, который провозгласили Музеем-выставкой художественной старины, а Алексей Морозов был назначен хранителем собственного владения. Но через некоторое время коллекцию разделили по разным музеям. Собрание икон XIII–XVII веков передали в Государственный исторический музей и Третьяковскую галерею, серебро — в Оружейную палату, а уникальная коллекция гравюр и литографий, к которой Алексей Морозов составил четырехтомный каталог, передали на хранение в Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Из оставшегося в доме собрания русского фарфора (около 2,5 тысячи предметов) создали Государственный музей фарфора, который в начале 1930-х годов переименовали в Государственный музей керамики и перевели в Кусково.

Узнать о династии Морозовых подробнее можно на новой выставке Главархива и центров госуслуг «Моя семья — моя история. Взаимосвязь поколений». Материалы выставки также доступны онлайн на портале «Я дома».


Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати